Слайд-шоу
Слайд-шоу

Опоздали: власть намерена ввести ограничения на экспорт продовольственной пшеницы

 

 

 

Опоздали: власть намерена ввести ограничения на экспорт
продовольственной пшеницы

31 декабря, 2021

Лариса Гук эксперт в области сельского хозяйства информационно-аналитического центра "АГРО ПЕРСПЕКТИВА" 

В этом году Украина собрала небывалый урожай зерновых и подсолнечника, но на хлеб все равно не хватает

Не может быть! Украина, вырастившая в этом году небывалый урожай зерновых и семечки, всерьез намерена ограничить экспорт пшеницы, более того — ввести вывозную пошлину? Вот чем обернулось самовосхваление чиновников, намеревающихся накормить жителей планеты Земля. А ведь ZN.UA с августа предупреждало об угрозе дефицита продовольственной пшеницы, пригодной для выпечки хлеба. Причины две: низкое качество зерна и фактически неограниченный экспорт. Неужели чиновникам не хватило пяти месяцев, чтобы почитать наши материалы или хотя бы посмотреть двухминутный ролик, предупреждающий о нависающих хлебных проблемах?

Ограничительные сценарии

Теперь, когда в стране осталось 800 тыс. тонн продовольственной пшеницы, говорить об ограничении экспорта, мягко говоря, поздновато. Впору думать о том, откуда теперь будем завозить зерно или муку для обеспечения населения «житницы Европы» обычным хлебом. И по какой цене…

Тем не менее сейчас власти рассматривают несколько сценариев. Обсуждается введение граничных объемов экспорта продовольственной пшеницы. Еще вариант — ввести экспортные пошлины на вывоз пшеницы. Окончательное решение официальный Киев, скорее всего, примет в январе 2022 года.

И все это после действительно рекордного урожая пшеницы — более 30 млн тонн.

При этом пекари снова и снова пишут письма на имя президента, а производители муки совершают забеги даже на длинные дистанции в поисках подходящего для выпечки хлеба сырья за пределами нашей страны.

Зато трейдеры со своей задачей справились на «отлично», хотя и постоянно жаловались на фермеров, придерживающих урожай. А экспортеры умудрились подписать меморандум с властями и получили разрешение на вывоз 25,3 млн тонн пшеницы без разделения на продовольственную и фуражную. И уже отгрузили потребителям других стран 15,7 млн тонн нашей стратегической культуры. Причем по сравнению с июлем-декабрем прошлого года продали на 3,2 млн тонн больше.

А если напомнить, что вывозилось преимущественно продовольственное зерно, то тема ограничения экспорта возникла не случайно.

Куда пропала пшеница?

Как только трейдеры «ушли на каникулы» (обычно рынок с 15 декабря по 15 января затихает), чиновники вытащили из-под сукна манускрипт «где пшеница?» и, ссылаясь на чрезмерно динамичные темпы экспорта, решили «загнать трейдеров в рамки».

«Обсуждается граничный объем экспорта «продоволки» на уровне 3,8 млн тонн», — сообщил представитель союза «Мукомолы Украины».

При этом точного ответа на простой вопрос «сколько в стране осталось высококачественной пшеницы?» не знает никто. Почему? Потому что на уровне страны качество урожая в последние несколько лет никто не оценивает. Вот такая удивительная история.

И если на 1 декабря элеваторы декларируют 3,2 млн тонн пшеницы. То продовольственной (пшеницы 2-го класса), т.е. пригодной для выпечки хлеба, — всего 800 тыс. тонн. И этого катастрофически недостаточно при ежемесячной потребности в пшенице на уровне полумиллиона тонн. Правда, есть еще почти 1,5 млн тонн пшеницы 3-го класса. Не идеально, но все же. Плюс фураж (а что вы хотели?).

Государственная служба статистики утверждает, что на начало декабря в стране оставалось 10 млн тонн пшеницы против 6,8 млн тонн на 1 декабря 2020 года. Словом, зерно есть, а вот с качеством вопрос все равно остается открытым.


Чиновники vs хлебопеки

Что делать? Ограничить экспорт? Но ведь предыдущие три месяца рынок просто захлебывался рапортами о рекордном урожае отличного качества. Да, Украина собрала рекордные 84 млн тонн зерновых, из них пшеницы — больше 32 млн тонн (бункер). И пекари со своими заявлениями о дефиците «продоволки» тогда выглядели чуть ли не «зрадныками», а мельники — чудаками, ищущими сырье по закромам и сусекам планеты.

А теперь выходит, что хлебопеки были правы.

Только сейчас особого смысла вводить запрет на вывоз пшеницы нет, говорят аналитики. Ведь трейдеры, что хотели вывезти, вывезли.

Если посмотреть динамику отгрузки зерновых, становится очевидным, что темпы вывоза пшеницы замедляются. Экспорт пшеницы из Украины падает второй месяц подряд (приблизительно на 1 млн тонн в месяц) до 2,4 млн тонн в ноябре. Объемы экспорта пшеницы за декабрь, по предварительным оценкам, 1 млн тонн.

Во второй половине сезона экспорт пшеницы из Украины всегда менее активный. В спину Украине дышат Аргентина и Австралия.

В 2021/22 маркетинговом году (МГ) Австралия произведет рекордные 35–37 млн тонн пшеницы, но в ноябре обильные осадки из-за Ла-Ниньи тоже привели к значительному ухудшению качества.

Тем временем Аргентина (вторая по величине страна в мире экспортер кукурузы и ключевой мировой поставщик пшеницы) ограничила экспорт кукурузы и пшеницы в сезоне 2021/22, чтобы предотвратить дефицит зерна и приостановить рост цен на продукты питания в стране. Правительство заявило, что экспорт кукурузы будет ограничен объемом в 41,6 млн тонн, лимит на пшеницу — 12,5 млн тонн.

Мука из Турции

Но вернемся к реалиям Украины. Помните: несколько месяцев назад, ссылаясь на низкое качество пшеницы урожая-2021 в Украине, пекари и мукомолы просили содействия властей в части формирования достаточных запасов мукомольной пшеницы для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Но ни Минэкономики, ни Минагрополитики не услышали их просьбу. Да и в экспортном меморандуме не прописано соотношение продовольственное - фуражное зерно. В итоге тогда пекари и мукомолы отозвали свои подписи под меморандумом и стали рассчитывать исключительно на собственные силы.

Пекари сходятся во мнении, что Украина в 2022 году будет покупать муку в Турции. Ведь даже Беларусь ввела запрет на экспорт муки.

Но проблем у них меньше не стало. Ведь реальность подбросила хлебопекам еще одну головоломку — сверхдорогие энергоносители. Но это, как говорится, уже совсем другая история, не имеющая прямого отношения к парадоксальному импорту муки и запоздалому введению экспортных ограничений в сезон самого высокого в истории Украины урожая пшеницы.

<< Назад