24 апреля, АПК-Информ
В Украине хлеб является наиболее зарегулированным продуктом – «Укрхлебпром»
С начала 2015 года цена на хлеб и хлебобулочные изделия в Украине повысилась более чем на 34%, что было обусловлено рядом объективных факторов: ростом цен на муку, электроэнергию, бензин. К тому же в хлебопекарной отрасли существует ряд проблем, которые также влияют на ценообразование на данную продукцию. Дать оценку рынку хлеба и хлебобулочных изделий, а также рассказать о необходимых изменениях для успешной работы предприятий любезно согласился генеральный директор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко.
- Александр Николаевич, объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в Украине, по данным Госстата, в январе-марте т.г. составил 289 тыс. тонн, снизившись по сравнению с показателем января-марта 2014 года на 13%. В целом, в 2015 году ассоциация «Укрхлебпром» ожидает снижение производства на 7% (около 90 тыс. тонн) – до 1,25 млн. тонн. Расскажите, чем обусловлена данная ситуация?
- Да, предварительные данные по статистике сейчас выглядят именно так и будут скорректированы к концу года. Мы планируем выйти на показатель прошлого года, когда было произведено на 7,3% меньше к 2013 году (1,355 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий), т.е. тенденция снижения объемов производства сохранится. Первой причиной сложившейся ситуации я бы отметил демографическую, так как данные цифры приведены без учета Крыма. Во-вторых, сдерживающим фактором увеличения объемов производства в последнее время выступает уменьшение объемов реализации в сельскую зону, особенно в западном регионе страны. Население данной местности все чаще предпочитает самостоятельно покупать муку и выпекать хлеб в домашних условиях.
Однако главная причина, по моему мнению, - это дисбаланс между госстатистикой, которая показывает цифру производства, в основном по промышленным предприятиям, и той реальной потребностью в хлебе, которая существует в Украине. В настоящее время норма потребления печеного хлеба на душу населения в год в Украине, согласно нашей минимальной потребительской корзине еще с 2000 года, – 101 кг, а, учитывая все категории (дети, пенсионеры), – 84 кг. Отмечу, что аналогичная норма потребления в Европе значительно ниже и, по данным Международной ассоциации хлебопеков (АІВІ), составляет 50-60 кг хлеба в год. Но если учитывать принятую норму в Украине, то в конечном итоге мы съедаем более 3 млн. тонн хлеба. Эта составляющая имеет много отрицательных сторон, как для бюджета страны (недополучение налогов), так и для заработной платы, и для качества продукции. То есть производство хлеба в крупных супермаркетах ни в коем случае не попадает в статистику, и поэтому в итоге нет понимания реальной ситуации. Кроме того, супермаркеты, формируя ассортимент хлебобулочных изделий собственного производства, не вырабатывают хлеб, который был бы ориентирован на социального потребителя.
- В текущем сезоне наблюдается значительное повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Какие факторы имеют наибольшее влияние на рост себестоимости производства?
- Относительно цен стоит отметить, что хлеб за все годы независимости Украины был наиболее зарегулированным продуктом. В Украине в настоящее время все еще действует постановление №1548 от 1996 года, которое дает право местным органам власти регулировать цены на социальную группу товаров путем ограничения рентабельности, установления фиксированных цен, торговой надбавки. Плюс ко всему, к сожалению, хлеб политики часто используют как разменную карту в период выборов. Административное давление негативно сказывается на отрасли, ее техническом развитии, качестве продукции. В текущем году власть страны приняла решение о либерализации цен, что уменьшило давление на рынок, привело к формированию экономически обоснованной цены на хлеб. Основной толчок к росту цен дало то, что происходит на рынке главных составляющихпри производстве хлеба. Относительно I квартала т.г. это курс доллара, как бы мы ни говорили, что хлеб является продуктом внутреннего потребления. К курсу доллара привязаны цены на сырье, энергоносители, транспортные расходы (бензин). Что касается роста цен на зерно на внутреннем рынке, и почему их нельзя было притормозить, – это уже другой вопрос.
В структуре затрат при производстве хлеба мука занимает до 50% себестоимости, энергоносители, газ и электроэнергия – от 4-5% до 12-15% в зависимости от предприятия, заработная плата – 5-7%. Эти составляющие и формируют цену. Напомню, что с начала года мука высшего сорта подорожала с 4200 до 8000 грн/т (на 1 марта, когда произошел пик повышения). Если мука увеличивается в себестоимости производства хлеба на 2%, то автоматически у хлебопеков есть экономические основания повысить цены на 1%. Рост цен на муку за 2 месяца составил 90%.
С момента, когда были введены определенные меры по стабилизации курса доллара, цена на муку пошла на спад, однако рост к уровню на начало года все равно есть, и он влияет на конечную цену. Индекс потребительских цен в настоящее время составляет 20,3%, в частности на продукты питания – 27,9%, в т.ч. хлеб – 34,1%, растительное масло – 53%, сахар – 55,3%. По данным мониторинга МЭРТ, на 30 марта цена за 1 кг хлеба из муки I сорта составляла 9,90 грн., ржано-пшеничного – 9,49 грн. Конечно, данную стоимость можно назвать высокой, но она – экономически обоснованная. Более того, отмечу, что каждое предприятие, хлебозавод является бизнес-структурой, которая должна обеспечивать население категорией продуктов соответственной номенклатуры и согласно уставу достигать максимальной прибыли, тогда как социальная нагрузка ложится в большей степени на государство. Розничная цена образуется из затрат производителя, далее формируется прибыль предприятия, его доходность, а, согласно данным МЭРТ, по итогам 2014 года 46% хлебопекарных предприятий закончили год с убытком. Что касается иностранных инвесторов, то на сегодняшний день их практически нет.
- Какие же барьеры существуют для сдерживания роста цен на хлебобулочные изделия?
- Есть такие понятия, как торговая надбавка (ограничена до 15%) и налог на добавленную стоимость (20%), которые являются неотъемлемой частью розничной цены продукта. Возникает вопрос, если государство в форме налога гарантированно забирает себе значительную часть стоимости хлеба, говоря при этом, что хлеб должен быть более доступным для населения, социально значимым продуктом, почему не откажется частично от своей доли дохода от НДС для определенной группы товаров, в частности для хлеба. К примеру, в Европейском союзе данный показатель для социально значимых товаров – 0-4%, в России – 10%. То есть это не говорит о том, что цена на хлеб не будет расти, но при сегодняшней ситуации данная мера оказала бы поддержку розничным ценам на продукт.
Данные вопросы ассоциация «Укрхлебпром» поднимала неоднократно, однако решения мы пока не находим. Отмечу, что речь идет именно о социально значимом продукте, так как с юридической точки зрения понятия «социальный хлеб» нет. При этом регулированию со стороны администраций подлежит как хлеб простой рецептуры, так и батон, так как, по словам чиновников, он пользуется массовым спросом.
Еще одним рычагом для регулирования цен на рынке хлебобулочных изделий является Аграрный фонд. Это верный, цивилизованный, экономический метод, и он действовал в прошлом году, когда из ресурсов Аграрного фонда было реализовано 315 тыс. тонн муки по цене значительно ниже рыночной, что существенно повлияло на стоимость конечного продукта. Поэтому при отсутствии Аграрного фонда при формировании цен на хлеб из рыночной стоимости муки, вероятнее всего, цена за 1 кг достигла бы 12-13 грн. В текущем году фонд перешел на совершенно другие принципы работы, перестав давать муку по трехсторонним договорам, когда была фиксированная стоимость муки и она направлялась на изготовление хлеба простой рецептуры, чтобы удешевить именно эту группу изделий. Сегодня Аграрный фонд реализует муку по биржевой стоимости ниже рыночной, однако не настолько, насколько бы хотелось хлебопекам. Глава фонда Андрей Радченко в своем интервью четко изложил идеологию работы АФ. Это идеология рыночная, и хлебопекарные предприятия также будут руководствоваться ею.
Другое дело – региональные социальные программы по производству более дешевого хлеба для обеспечения малоимущих слоев населения. Но к таким программам местные органы власти должны привлекать всех без исключения производителей хлеба (например, супермаркеты).
На практике такого пока нет. Многие предприятия уходят от данного вида хлеба, а хлебозаводы районного, областного уровней, наоборот, больше производят «украинского» и «пшеничного». Производство регулируемых сортов хлеба в настоящее время становится все более убыточным. В этом отношении нужно наведение порядка со стороны государства, что тоже даст свой положительный эффект. Отмечу, что, на мой взгляд, также самым верным решением была бы адресная дотация для малообеспеченной части населения, к примеру, как на коммунальные услуги.
- Какие проблемы в хлебопекарной отрасли, на Ваш взгляд, в настоящее время наиболее актуальны? Какие из них требуют вмешательства со стороны государства?
- Проблем в отрасли достаточно много. Первая – это техническое состояние предприятий, изношенность основных фондов. До 80% хлебокомбинатов требуют серьезного технического обновления, что в конечном итоге влияет также на качество выпускаемой продукции.
Второй вопрос, не менее актуальный, - это энергосбережение. Напомню, что процент затрат в себестоимости производства у передовых предприятий составляет 4-5, тогда как у основной массы – 10-15, так как печи старые, еще каменной кладки и работать по-другому не могут, а современные сейчас стоят очень больших денег.
Однако есть и более значимая проблема. Это качество сырья, которое, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Помольная партия для получения качественной муки состоит из пшеницы 2 и 3 класса. А те ресурсы, которые, к примеру, имеет Аграрный фонд до конца текущего сезона, это преимущественно пшеница 3 класса. Купить же на рынке зерно 2 класса достаточно сложно, поэтому проблема качества выходит на передний план. Согласно нормативной документации, если смотреть на те законодательные акты, которые были приняты в годы независимости, ДСТУ на зерно изменялся 4 раза и каждый раз по показателям в худшую сторону. Если раньше в пшенице 3 класса белок должен был быть 28%, то на сегодняшний день допускается 23%, клейковина в настоящее время 18% (23%), примеси – 4% (1%), проросшие зерна – 3% (1%). Данные изменения были сделаны в большей степени для экспортеров, однако есть внутренний рынок, и у него есть свой потребитель. В настоящее время цены на продукцию хлебозаводов значительно повысились, однако улучшить качество мы не в состоянии из-за низкого качества входного сырья. У нас есть ответственные производители, это крупные холдинги, они действительно выбирают поставщика муки, который бы обеспечивал показатели ДСТУ, где выдержан, в первую очередь, уровень клейковины, влажность, IDK, однако чем качественнее мука, тем она дороже. А для экономии средств основная часть предприятий старается удешевить сырье, приобретая его с худшими показателями. На мой взгляд, нет необходимости стремиться к высоким урожаям, нужно думать о внутреннем потребителе, а это качество хлеба, макарон, круп, кормов, в итоге – мяса, молока.
- В середине марта АМКУ добился снижения цен на хлеб в Киеве, а также опубликовал ряд рекомендаций по недопущению необоснованного повышения оптово-отпускных цен на хлебобулочные изделия практически во всех областях Украины. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию?
- Проблема цен на внутреннем рынке есть, и ее необходимо решать теми методами, о которых я уже говорил. Необходимо мониторить ситуацию, прогнозировать, чтобы не допустить подобного скачка цен. Властные структуры сработали после жалоб на ситуацию, когда в марте цены на хлеб были подняты в третий раз, и обязали вернуться к прежним ценам. Но рост цен в равной мере касается зерна, муки, энергоносителей и других составляющих себестоимости. А где упреждающие меры?
- Каково положение дел на хлебокомбинатах в Донецкой и Луганской областях? Есть ли предприятия, которые ушли с рынка?
- Согласно нашим данным, пострадало много заводов. Были и прямые попадания снарядов, выход из строя, а также случаи рейдерского захвата хлебозаводов. Ситуация очень разрозненная, но то, что хлебопекарная отрасль в областях пострадала, – это факт. По информации предприятий, с которыми мы поддерживаем связь, экспортный рынок России для так называемой «долгоиграющей» продукции (сухари, сушка) для них был потерян. А с переориентацией в настоящее время также существуют сложности. Конечно, объемы продукции снижаются, и к тому же в данных частях страны идет миграция населения. Согласно разным источникам, из 4,5 млн. человек, проживающих в Донецкой и Луганской областях, переселилось в другие регионы более 1 млн. человек, что напрямую сказывается на изменении объемов потреблении хлеба в каждом из регионов. Добавлю, что каких-либо обращений с просьбой о помощи об увеличении производства не было.
- Как бы Вы оценили развитие украинского рынка макаронных изделий и его перспективы на внешнем рынке?
- Сложилось так, что в настоящее время данный рынок в Украине не структурирован. Был период, когда макаронные фабрики входили в объединение «Укрхлебмакаронпром», но после того как оно было реорганизовано, так и не была создана ассоциация, которая объединила бы макаронные фабрики.
Наиболее важный момент – это то, что в нашем таком большом урожае зерна нет твердой пшеницы. А когда нет качественного сырья, то нет и качественного продукта, поэтому украинские производители макаронных изделий в настоящее время испытывают определенные трудности при производстве продукции.
Беседовала Евгения Северина
<< Назад