Слайд-шоу
Слайд-шоу

Хлебопеки концентрируются, власти отмалчиваются

 

 

 

Журнал «Хлебный бизнес» №1 февраль 2013

Хлебопеки концентрируются, власти отмалчиваются

Чем уже успел «порадовать» украинскую хлебную отрасль наступивший год, чего ждать от Аграрного фонда и цен на муку производителям, «ХБ» рассказал Председатель Совета объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко.

- Александр Николаевич, опишите вкратце общую ситуацию на рынке хлеба сегодня – с какими показателями был закончен 2012-й год, какие первичные прогнозы на 2013-й?

- Очевидно, что сегодня хлебопекарная отрасль Украины переживает не лучшие времена. Корень этой ситуации, по моему мнению, в том, что отрасль, как одна из наиболее социально значимых для пищевой промышленности страны, подвергается длительному и жесткому административному регулированию. Одна из основных серьезных проблем отрасли  - стойкая тенденция к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий. 

По данным Государственной службы статистики, за 11 месяцев 2012 года в Украине производство хлеба составило 1470 тыс. тонн, что на 5% меньше, чем в 2011 году. Углубление спада производства хлеба и хлебобулочных изделий происходит в условиях, когда на внутреннем рынке Украины достаточно муки. И это прямое основание предположить, что все больше расширяется теневой рынок хлеба. Сегодня около 60% объема производства хлеба не охвачено официальной статистикой.

- Что сейчас происходит в стране с ценами на хлеб? Чем регулируется и объясняется ценообразование в областях страны?

- Ценовая ситуация на рынке хлеба стабильна (индекс потребительских цен на хлеб в 2012 году составил 102,7%). При этом сегодня лишь одна из трех буханок хлеба, который продается в торговой сети, производится промышленными предприятиями. Как следствие – индекс потребительских цен на хлеб в Украине в большей степени формируют мини-пекарни и малые предприятия, продукция которых не подлежит государственному регулированию и находится в более высоком ценовом сегменте, чем заводская.

Цены же на продукцию промышленных хлебозаводов остаются   практически неизменными. При этом фактические расходы на производство хлеба (стоимость сырья, газа, электроэнергии, заработная плата, транспортные расходы) непрерывно растут.

- Что скажете об устанавливании предельной рентабельности производителям хлеба и «надбавки» для торговли хлебом в регионах?

- Еще в 1996 году постановлением Кабинета Министров Украины № 1548 местным органам исполнительной власти были предоставлены полномочия в части регулирования цен на сорта хлеба простой рецептуры  (мука, дрожжи, соль, вода - без добавления сахару, жира, других наполнителей) путем установления предельного уровня рентабельности их производства.

Поскольку в законодательном порядке до сих пор не определен критерий регулирования, областные государственные администрации, пользуясь данными правами, своими распоряжениями устанавливают на производство регулируемых (и не только) видов хлеба уровни рентабельности 2-5%. А это,  в подавляющем большинстве, не обеспечивают нормального финансового функционирования хлебозаводов. В действительности производство таких видов хлеба в подавляющем большинстве регионов Украины сегодня убыточно.

Естественно, что в результате административного сдерживания цен финансовое положение промышленных хлебопекарных предприятий из года в год ухудшается. Итоги 2012 года свидетельствуют, что 46%  хлебопекарных предприятий страны убыточны! Средняя заработная плата в отрасли значительно отстает от уровня зарплаты в целом по Украине, текучесть кадров достигает 30%. 

В результате, из-за непривлекательности хлебного бизнеса сейчас в стране происходит перепродажа хлебопекарных предприятий. Сегодня на рынке хлеба появилась компания «Торговый дом «Золотой Урожай», которая скупает активы в 6-ти регионах Украины и может сконцентрировать до 30% объемов рынка хлеба. Соответственно происходит укрупнение капитала, и доля крупных компаний на рынке хлеба увеличивается.

Чем такая концентрация собственности обернется для отрасли и для потребителей – пока неизвестно. В то же время можно предположить, что компания со значительным объемом мощностей уже может диктовать и определять политику на рынке хлеба.

При этом ряд хлебопекарных предприятий закрывается. Среди них - хлебозавод в г. Красный Луч Луганской области и Краматорский хлебозавод в Донецкой области. Только в Киеве за последние пять лет с рынка ушли три предприятия. Такую тенденцию подтверждают и данные госстатистики: количество промышленных предприятий по производству хлеба из года в год сокращается.

Тем не менее, в прошлом году был сдан в эксплуатацию «Первый столичный хлебозавод» в с. Новые Петривцы Киевской области, а в октябре прошлого года состоялось открытие совместного предприятия «Киевский областной хлебопекарный комплекс». Почему удалось построить и запустить эти предприятия? Очевидно, что в этих случаях были преференции со стороны местных органов власти. Но чтобы рынок жил по законам живой экономики, по рыночным законам, необходимо делать преференции не для отдельных компаний, а для всех инвесторов в отрасли!

- "Укрхлебпромом" и МинАПК был разработан ряд проектов нормативно-правовых актов с целью улучшения финансового состояния отрасли. Каким образом разработанные проекты могут улучшить состояние отрасли и делают ли это на самом деле уже сегодня?

- Многократные попытки Объединения «Укрхлебпром» привлечь внимание власти к насущным проблемам  хлебопекарной отрасли пока не дали каких-либо  положительных результатов – ни один из разработанных 2-3 года назад проектов нормативно-правовых актов не принят.

Вместе с тем, если бы хлебопекарные предприятия получили (в соответствии с разработанным законопроектом о внедрении специального режима налогообложения НДС для предприятий хлебопекарной отрасли) возможность не платить НДС, а направлять его на техническое развитие, это в разы улучшило бы состояние отрасли. Оплата за энергоресурсы по факту их поставки (разработан соответствующий проект постановления Кабинета Министров Украины) позволила бы пополнить оборотные  средства предприятий.

- Расскажите вкратце о прогнозах на хлебном рынке Украины на 2013-й год.

- Мировые цены на пшеницу растут. Соответственно увеличиваются цены и на внутреннем рынке. Если еще осенью прошлого года средняя оптовая цена на муку высшего сорта составляла 3000-3100 грн/т, то в настоящее время она уже повысилась до 3200-3400 грн./т.

Увеличение экспорта пшеницы и возросший спрос на нее приводит к  росту цен на и на внутреннем рынке. Свидетельство тому - ситуация с ценами на рожь. Поскольку рожь – не экспортная культура, даже при незначительных ее объемах цены на внутреннем рынке на эту культуру стабильные, а в некоторых регионах даже снижаются.

Аграрный Фонд, который должен был стабилизировать ценовую ситуацию на рынке хлеба, в 2012 году не мог существенно влиять на ситуацию, т.к. его цены на муку к уровню предыдущего года возросли на 3-7% и практически не отличались от рыночных. Вселяет надежду на стабилизацию цен и поставок муки из фонда тот факт, что Кабмин принял постановление от 26.12.2012 № 1196 «О внесении изменения в пункт 2 Порядка снабжения и использования муки, выработанной из зерна государственного интервенционного фонда». Это постановление законодательно дает возможность предприятиям получать муку из Аграрного фонда (начиная с 1 января 2013 года) по ценам ниже рыночных.

Так, согласно постановлению будут заключаться трехсторонние договора о поставках муки между Аграрным фондом, областными госадминистрациями и хлебопекарными предприятиями. Причем мука предназначена для изготовления хлеба и хлебобулочных изделий, пользующихся высоким потребительским спросом в регионе (этот перечень определяется местными органами власти).

Цены (с НДС) МинАПК установило на таком уровне: 

  • мука пшеничная высшего сорта - 2896 грн. за 1 тонну;
  • мука пшеничная первого сорта - 2711 грн. за 1 тонну;
  • мука пшеничная второго сорта - 2381 грн. за 1 тонну;
  • мука ржаная - 2279 грн. за 1 тонну.

Если обеспечение мукой из Аграрного фонда пойдет по задуманному плану, можно будет говорить хоть о какой-то стабильности на рынке хлеба в 2013 году.

- Кстати об Аграрном фонде. Как с вашей точки зрения может повлиять на хлебопеков переформирование Аграрного Фонда в приватную структуру? В частности – с точки зрения обеспечения «дотационной» мукой и ценовой политики?

- Говорить о каких-то конкретных изменениях и опасениях я не могу хотя бы потому, что намерение переформирования было озвучено, но этого еще не произошло. Если исходить из того, что данная госструктура сегодня выполняет задачу, поставленную государством – сдерживать цены на хлеб, продавая муку по фиксированной цене, то как этим будет заниматься частная структура, непонятно. Поскольку коммерческая структура имеет право получать прибыль, что изначально может быть угрозой для всех интервенций.
Конечно, производителя очень волнует данное заявление правительства, но пока мы не видим конкретных шагов по реформированию, понять, чем это обернется для хлебопеков, мы не можем.

Кстати

03.08.2012 вступил в силу Закон Украины от 21.06.2012 № 5007-VI «О ценах и ценообразовании»:

Статья 12. Государственные регулируемые цены

  1. Государственные регулируемые цены вводятся на товары, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют важную социальную значимость, а также на товары, которые производятся субъектами, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке.
  2. Государственные регулируемые цены должны быть экономически обоснованными (обеспечивать соответствие цены на товар расходам на его производство, продажу (реализацию) и прибыль от его продажи (реализации).

Статья 15. Гарантии, предоставляемые субъектам хозяйствования во время государственного регулирования цен

  1. Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые установили государственные регулируемые цены на товары в размере, ниже экономически обоснованного уровня, обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими уровнями за счет средств соответствующих бюджетов.
  2. Установление Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления государственных регулируемых цен на товары в размере, ниже экономически обоснованного уровня, без определения источников для возмещения разницы между такими уровнями за счет средств соответствующих бюджетов не допускается и может быть обжалована в судебном порядке.

Елена Бочковская

<< Назад