|
Александр Васильченко
Генеральный директор "Укрхлебпрома" |
Александр Васильченко: хлебопекарная отрасль переживает
не самые лучшие времена
13 февраля 2013г.
Александр Николаевич, оцените состояние отрасли в Украине.
На сегодняшний день хлебопекарная отрасль переживает не самые лучшие времена. Вызвано это тем, что очень долгие годы она находится в поле зрения всех властных структур, и происходит постоянное ее регулирование. Причем чаще всего регулирование административное. Не смотря на 21 год нашей независимости, хлеб до сих пор не является рыночным объектом, поскольку на него постоянно оказывается государственное давление.
Да, сегодня это социально направленная продукция. Действительно, все хотят, чтобы хлеб был дешевым, поскольку он играет большую роль в жизни человека, но на сегодня нет единой четкой позиции, что регулировать и как регулировать. Законодательством, а именно Законом Украины "О ценах и ценообразовании" определено, что цены на продукцию, которая имеет существенную социальную значимость, регулируются государством. У нас регулируемой (а, соответственно, социально значимой продукцией), согласно правительственному постановлению, является хлеб простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей.
В регионах же пытаются все свести к тому, что хлеб вообще не должен дорожать. Почему? Потому что подорожание хоть регулируемого, хоть не подлежащего регулированию хлеба (улучшенной рецептуры, где есть сахар, жир, пищевые улучшители, например, изюм и семечки) влияет на индекс инфляции.
Административное же сдерживание цен на хлеб, являющееся решающим фактором стабильности на рынке хлеба, негативно сказывается на экономике предприятий. При таких критериях мы сегодня теряем отрасль как таковую. Технического развития сейчас нет. На протяжении двух последних лет на всех хлебозаводах вообще ничего не делалось: нового технического переоснащения не проводится – а это качество продукции, инновационные технологии не внедряются – а это новые продукты и более широкий ассортимент.
Какой выход из сложившейся ситуации вы предлагаете?
Во-первых, поскольку полномочиями по регулированию социально значимой продукции, в том числе хлеба простой рецептуры, наделены местные органы исполнительной власти, для них сверху должны быть четко определены единые для всех регионов критерии такого регулирования, в частности, уровень рентабельности. Сегодня восстановлены полномочия Государственной инспекции по контролю за ценами, и она, на наш взгляд, должна обеспечить, чтобы в регионах подлежал регулированию только законодательно предусмотренный перечень продукции. Чиновники на местах до сих пор путают понятия: хлеб, который подлежит регулированию (хлеб простой рецептуры) или хлеб, который пользуется наибольшим спросом в регионе. Например, как быть с батоном, в рецептуре которого есть, кроме основного сырья, растительное масло, сахар и еще может быть сухое молоко. Это уже улучшенная рецептура и батон, естественно, не попадает в перечень регулируемой продукции.
Во-вторых, как вариант, можно предложить ввести в регионах программы по социальной поддержке именно тех слоев населения, которые получают минимальную заработную плату или минимальную пенсию. Правительство должно определить, сколько же таких людей, которые нуждаются в поддержке. В 90-е годы – это чуть ли не официально называлось – около 80% населения находилось за чертой бедности. Сколько сегодня находится ниже черты прожиточного минимума? Если мы определим, что это 10-15-20% населения, тогда хлебопекарная промышленность будет ориентироваться на это количество. Условно говоря: работает хлебозавод, он вырабатывает 100 тонн продукции в сутки, и если 10% населения нуждается в этой социальной поддержке, то хлебозавод 10% своей продукции вырабатывает по стабильной цене, возможно согласованной с местными органами власти. Цена должна быть минимальная, может быть даже и убыточная для предприятия, но тогда за счет местного бюджета дотируется предприятию разница (до нулевой рентабельности, до минимальной рентабельности).
Вот мы говорим, что отрасль должна выполнять свою социальную роль перед населением, но у нас только часть производителей несет эту нагрузку. Почему не разложить эту ответственность и на частного предпринимателя: он выпускает хлеб, он единоналожник, пусть он тоже вырабатывает от своего объема 10% хлеба по программе социальной поддержки. Тогда эта нагрузка на большие предприятия сократится, и, может, в этой ситуации мы выиграем средства для какого-то технического развития.
Почему в Украине стали выпускать хлеба меньше и потреблять тоже?
У меня есть данные о производстве хлеба в мире. В разных странах потребление хлеба идет по-разному. Турция сегодня является самым крупным производителем, они делают 11,5 млн тонн хлеба в год и на душу населения получается 124 кг. Эта цифра отражает вкусовые потребности населения данной страны. Если говорить о европейских странах, то эта цифра колеблется в пределах 55-65 кг в год на душу населения. В Германии и Франции – 57 кг в год, в Бельгии и Нидерландах – 60-58 кг. Это данные Европейской ассоциации хлебопеков, основанные на данных ассоциаций каждой страны. Возьмем наших соседей – Белоруссию – у них сегодня 61 кг на душу населения в год, в России – 50 кг. В Украине статистическое потребление – 39 кг в год. (В 2011 году Украина произвела 1,77 млн тонн печеного хлеба, если разделим на 45,6 млн человек населения, то получим около 39 килограмм). Но потребляем ли мы так мало хлеба? Наверное, мы едим его больше, и европейская статистика об этом говорит.
У нас большое производство хлеба находится в тени и выпадает из статистики. Есть значительная часть производителей, которые пекут хлеб абы как и абы где. Тут мы переходим в категорию качества и безопасности, ведь хлеб – это продукт, который не подлежит дальнейшей термической обработке и поэтому это очень серьезный момент для населения. Взять, например, Закарпатье и Тернопольскую область. У нас там вообще пекут 9% от общей потребности. Так показывает статистика. А за этим стоят налоги, которые недополучает государство, выплата зарплаты в конвертах, и, в конце концов, безопасность продукции.
У нас тенденция, как показывает официальная статистика, все-таки к снижению производства хлеба. Из года в год это 1,5-1,8% снижение к уровню предыдущего года. Если в 2011 году у нас было 1,769 млн тонн, то в 2012 году мы видим, что цифра приближается к 1,61 млн тонн – это предварительные данные. Но дело в том, что это официальная статистика. Мы пытаемся разобраться в этом вопросе. Ну не едим мы сегодня 100 грамм в сутки хлеба! Мы едим его больше, и норма его потребления 277 грамм в день. Давайте мы для правильного подсчета заведем реестр всех производителей хлеба. Не надо, чтобы их там всех контролировали, давайте просто выведем эту цифру легально, ведь мы съедаем хлеба, как и европейские страны. Там больше мелких производителей, у них нет таких заводов, но они каким-то образом учитывают это. Почему мы не можем навести порядок в этом вопросе?
Оцените инвестиционную привлекательность бизнеса.
Мы сейчас все делаем и гордимся тем, что у нас самая низкая цена на хлеб. Для населения это хорошо, что хлеб дешевый, но производство этого хлеба обходится предприятиям гораздо дороже. Производство хлеба сейчас убыточное и данные Госкомстата свидетельствуют, что если в 2010 году в отрасли каждое третье предприятие было убыточным, то в 2012 году – каждое второе.
Раньше Украина была ведущей страной в области хлебопечения. Сейчас этот бизнес стает непривлекательным, инвестиций нет. В прошлом году произошла целая серия перепродаж хлебокомбинатов. Собственники начали сбрасывать этот бизнес. Государство вроде хочет сделать благо для людей, но поддержки хлебопекарной отрасли никакой не оказывает.
Если говорить о законодательной базе, то буквально в прошлом году принят закон "О ценах и ценообразовании". Да, государство может регулировать цены на отдельные группы товаров, к которым относится и хлеб. Но оно не должно делать это производство убыточным. Если это случилось, то органы исполнительной власти, которые установили государственные регулируемые цены в размере, ниже экономически обоснованного уровня, обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими уровнями за счет средств соответствующих бюджетов. Но этого сегодня не происходит.
Если говорить о перспективе, то, как Ротару поет: "Сумно, сумно аж за край"… У Беларуси в это время такое развитие хлебопечения! Новые технологии, новая продукция, импортозамещение. Мы в этом плане начинаем отставать.
Как обстоят дела с поставками муки из Аграрного фонда? Вовремя ли получают ее производители?
Аграрный фонд – это действительно рычаг, который мог бы в этой ситуации помочь. Но, во-первых, он работает нестабильно. В 2010 году было реализовано всего лишь 114 тыс. тонн муки, в 2011 году – 143 тыс. тонн, в 2012 году – 37 тыс. тонн. Месячная потребность хлебопеченья – 110 тыс. тонн муки. Да, Аграрный фонд не обязан обеспечивать предприятия мукой на 100%. В этом году, надо отдать должное, Аграрный фонд начал работать с января, поскольку в предыдущие годы у нас первый квартал выпадал: не было правительственного постановления, не согласовали объемы, не было цены. Бюрократическая машина не давала работать. В этом году преграда снята, Аграрный фонд работает. С начала года он отпустил 16 тыс. тонн муки. Это уже какие-то подвижки, но у нас потребность – 110 тыс. тонн в месяц.
У нас цена на хлеб калькулируется. Туда входят: 45% - стоимость муки, 10-15% - топливо, 12% – зарплата. Но если говорить о муке Аграрного фонда, то с 2010 года она выросла в цене на 40%. У нас есть предприятия, которые цену на хлеб не меняли с 2010-2011 года. Кто должен контролировать, чтобы предприятия не работали в убыток? Я не считаю, что цены должны резко повышаться, но и так работать тоже нельзя. Ну, если меняется зарплата (в прошлом году минимальную зарплату подымали пять раз), она тоже отражается на доходности хлебопекарного предприятия, энергоносители растут, мука растет.
В состоянии ли хлебопекарная промышленность покупать муку по существующим ценам?
Если в прошлом году мука высшего сорта была 2600-2700 гривен за тонну, то в этом году – 3400-3500 гривен в восточных и южных областях. Да, Аграрный фонд очень выгодно отличается от рынка в цене, но он же не обеспечивает нас на 100%. Даже если мы получили часть из Аграрного фонда, то основные закупки мы делаем на рынке. При этом никто не может объяснить феномен, почему при больших урожаях растет стоимость муки. Мы же делаем хлеб не из зерна, а из муки. Тут необходимы правила игры. Население в ситуации повышения цен на хлеб самое стойкое. У нас нет массовых жалоб из-за повышения цен на 5 – 10 – 15 копеек.
Задумайтесь, по норме человек съедает 8 кг хлеба в месяц, это повышение в бюджете семьи будет составлять где-то 3-4 гривны. Да, мы не за то, чтобы цены были как в Европе. В мире сейчас хлеб стоит от 1,5 до 4 долларов за килограмм. В Польше хлеб – 11,65 гривны за кг, а у нас – 4,5-4,7 гривен. В Украине самая низкая стоимость хлеба, и она ниже стоимости муки. Это ж не нормально. Такая ситуация есть только в Грузии и Молдове. Мы не за то, чтобы в одностороннем порядке повышать цены на хлеб, мы бы хотели увидеть поддержку со стороны государства.
Как складываются отношения хлебопеков с торговыми сетями?
Сейчас активно обсуждается проект закона "О внутренней торговле". Основной вопрос для пищевиков – это сроки расчета торговых сетей с производителями. Сегодня торговля получила хлеб, молоко, колбасу, мясо. Почему она отдает деньги через месяц, два и больше? У нас срок реализации хлеба – 24 часа, в упаковке – 72 часа. Через три дня торговля получила деньги за наш товар. Через месяц отдает деньги хлебозаводу! А в то же время завод за муку Аграрного фонда должен платить авансом вперед, за газ, электроэнергию – на месяц вперед. Тогда откуда ж у нас оборотные средства? С одной стороны, низкая рентабельность, с другой – вымывание оборотных средств.
Так давайте эту отрасль как-нибудь поддержим. Давайте мы за газ и электроэнергию будем платить, как население, мы не просим изменить тарифы. Давайте какие-то преференции дадим этой отрасли, если мы хотим ее сохранить. Дайте хотя бы отсрочку, чтобы мы могли купить муку и не останавливать предприятие. Торговле принятие указанного законопроекта совершенно не выгодно, и она блокирует этот процесс. Почему торговля должна кредитоваться и жить за счет пищевой продукции?
Как обстоят дела с внедрением международных стандартов качества продукции?
Внедрить систему HACCP не могут даже крупные предприятия из-за отсутствия средств, и это минус. У Белоруссии с населением 9,5 млн. и производством хлеба – 0,5 млн. тонн все предприятия работают по системе ISO, и 18 предприятий (практически по три в каждой области) – по системе HACCP. А у нас сегодня на всю Украину мы не наберем 12 предприятий, которые работали бы по системе HACCP. Это очень серьезный вопрос в плане европейской интеграции. А торговые сети, которые сегодня работают по европейскому стандарту, уже сделали заявку, что с 2014 года они не будут брать продукцию у предприятий, которые не сертифицированы по международным стандартам качества продукции, по системе HACCP. Это означает, что они останутся без хлеба. Мы не делаем это не потому, что не хотим, а потому, что эта система стоит колоссальных средств – а где же их взять? В отрасли средняя заработная плата значительно отстает от уровня зарплаты в целом по Украине, текучесть кадров достигает 30%.
Работать на хлебозаводах становится непрестижно.
Автор: Оксана Пирожок
<< Назад